Станет ли Государственный жилищный надзор более эффективным?
Вопросами, направленными на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с Жилищным кодексом занимается Государственный жилищный надзор, основным органом которого является региональная Государственная жилищная инспекция (Госжилинспекция).
Мы в статье "Государственный жилищный надзор и контроль или "Куда жаловаться по вопросам ЖКХ" уже рассматривали, что входит в компетенцию Госжилинспекции.
Одновременно из своего опыта мы знаем, что эффективность работы Госжилинспекции, мягко говоря, небольшая. Муниципальные власти, органы суда и прокуратуры, а тем более организации ЖКХ зачастую игнорируют ее требования и предписания. Так как Госжилинспекция является региональным органом, в каждом субъекте Российской Федерации разрабатывают свое Положение о Госжилинспекции, определяют ее полномочия, регламент работы и т.п.
Низкую эффективность работы органов Государственного жилищного надзора можно увидеть, проанализировав сайты Госжилинспекций. Например, на сайте Госжилинспекции Ростовской области за последний год опубликовано всего 7 новостей о нарушении жилищного законодательства и привлечении виновных к ответственности. Разрывы между публикациями составляют до 4-х месяцев. Вывод: либо они ничего не делают, либо не умеют показать свою работу. Мне кажется, что ближе к истине первое предположение.
Чтобы как-то исправить сложившееся положение, Минрегион разработал и внес в Правительство проект постановления о государственном жилищном надзоре.
Что предлагается в этом документе?
Предполагается вернуть управление государственным жилищным надзором центральным органам управления, для чего за Министерством регионального развития предлагается закрепить функцию координации деятельности Госжилинспекций субъектов Российской Федерации
В проекте устанавливаются требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, полномочия его органов, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок.
Для обеспечения прозрачности деятельности Госжилинспекций определены требования к раскрытию ими информации о своей деятельности в сети Интернет.
С целью обеспечения возможности выполнения органами государственного жилищного надзора своих полномочий в проекте даны рекомендации органам государственной власти субъектов РФ по установлению норматива их штатной численности.
Основными задачами государственного жилищного надзора, в предложенном проекте Положения предлагается считать:
«предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов».
Если проект постановления будет принят, то в течение месяца Минрегионом будут разработаны методические рекомендации, в которых будут определены требования по:
разработке правил осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации;
порядку взаимодействия органов жилищного контроля муниципалитетов с уполномоченными органами исполнительной власти регионов, осуществляющими жилищный надзор;
разработке административных регламентов исполнения функций по государственному и муниципальному жилищному контролю.
Таким образом, остается надеяться, что с принятием постановления Государственный жилищный надзор превратится в эффективную и действенную систему, унифицированную в пределах всей страны, а Госжилинспекция превратится в организацию, которую будут уважать на всех уровнях.